Ёлладска€

ќбн€ть весну. „асть 1. ћолитва, семейна€ жизнь и духовный отец

Ѕеседа с семьей ’ристопулос из янины

ћонахин€ Ќектари€ (ћак Ћиз)

¬ одну из первых моих паломнических поездок по √реции мне довелось путешествовать по центральной и северной янине. Ќи в одной гостинице мест не было, и €, поколебавшись, набрала номер телефона, который дали мне друзь€. Ќа другом конце провода зазвучал солидный властный женский голос, принадлежавший, как € подумала, матери семейства јлики ’ристопулос. я представилась, и не успела объ€снить, откуда у мен€ ее номер, как она сказала: “¬ы на автовокзале? Ќикуда не уходите, € сейчас подъеду”. „ерез двадцать минут подкатило такси, и из него выпрыгнула девочка-эльф лет четырнадцати. ¬есь ее облик и манеры €вно говорили об умении владеть и собой, и ситуацией. ѕредставившись, Ч Ђћарианна!ї Ч девочка сообщила, что ее семь€ уехала на выходные в монастырь, а она осталась дома готовитьс€ к экзаменам, и теперь € ее гость€. “ак началась мо€ дружба с этой замечательной семьей, ставша€ дл€ мен€ насто€щим сокровищем.

”же больше дес€ти лет ƒимитрий и јлики ’ристопулос держат в своей деревеньке близ города янина маленькую частную школу по обучению английскому €зыку. ѕреподаванием занимаетс€ сам ƒимитрий, зан€ти€ у него часто зат€гиваютс€ допоздна.

¬ прошлом году мы сидели как-то вечером у них в гостиной, неторопливо беседу€ о церковной жизни в √реции, о духовной жизни их семьи, и, слуша€ их, € вдруг пон€ла, что в этом непринужденном разговоре звучит истори€ их христианского пути, своеобразна€ хроника развити€ православной семьи. Ќа следующий день мы собрались в тот же час и начали записывать их историю на магнитофон. ¬ то врем€ ћарианне было 17 лет, ‘отини Ч 15, ¬арваре Ч 13, √еоргию Ч 8.

I

Ч ƒимитрий, јлики, расскажите, пожалуйста, о себе. Ќасколько € знаю, вы оба провели годы юности за границей.

ƒимитрий: ƒа, мои родители эмигранты, в 1962 г. они уехали в јвстралию. я тогда был ребенком. ¬ двадцать один год € отправилс€ учитьс€ в  анаду, поступил там в ”ниверситет. ¬ общем, € вырос и сформировалс€ как личность в англо€зычном мире. ќт тех лет у мен€ остались незабываемые впечатлени€. ћы с јлики поженились в 1979 г., а два года спуст€ вернулись в √рецию. я был в то врем€ немного романтиком, но, приехав сюда, вскоре решил, что √реци€ Ч это совершенно не то, что мне нужно. ћне подходила более организованна€ страна, что-то типа јмерики, ведь жив€ в √реции, со многим приходитс€ миритьс€, принимать как неизбежное то, что счел бы недопустимым в какой-нибудь другой стране. » все же мы остались. √осподь послал мне великую милость Ц привел к осознанию наших корней, к ѕравославию.

јлики: я родилась в √реции.  огда мне было дев€ть лет, из  анады приехал отец (он эмигрировал туда еще раньше) и увез мен€ с собой. ¬  анаде € прожила одиннадцать лет, выучилась на медсестру. ¬се эти годы мечтала вернутьс€ в √рецию, и после замужества эта мечта сбылась, Ч мы переехали сюда.

Ч «десь у вас очень скоро родились дети.  ак вы учили их чувствовать присутствие Ѕога?

јлики: я им говорила, что каждое утро, встав с постели, нужно поблагодарить Ѕога за то, что проснулс€ здоровым, за обедом поблагодарить Ѕога за еду, а вечером Ч за прожитый день.

ƒимитрий: ’отел бы добавить, что начали мы с приучени€ самих себ€ к регул€рной молитве, ведь у нас не было в этом никакого опыта. ѕостепенно мы открывали дл€ себ€ веру и начинали понимать, что Ѕог Ч живой, он всегда с нами, и мы можем ощутить ≈го присутствие в молитве. ћы молились, сто€ перед иконами, и дети это видели с самого раннего возраста. ќни воспринимали это как нечто естественное и необходимое, подходили и вставали вместе с нами на молитву. ћолились мы подолгу, так что если им хотелось подвигатьс€, побегать или вообще уйти, мы не возражали. √лавное, что мы сами неизменно и последовательно исполн€ли молитвенное правило, и они это знали и воспринимали как само собой разумеющеес€.

Ч ƒевочки, √еоргий, а вы что-нибудь помните?

‘отини: ѕомню, когда мы возвращались из гостей, родители каждый раз вслух молились, пр€мо в машине. » дома молились. ћы все слышали, запоминали молитвы и песнопени€. »х пример на нас действовал лучше вс€ких слов.

ƒимитрий:  онечно, в √реции мол€тс€ не только дома. ¬ сельской местности молитвы читают даже в школе.  аждое утро учитель просит кого-нибудь из учеников выйти вперед и прочесть молитву, обычно простую, вроде “ќтче наш”. Ѕедному √еоргию часто приходитс€ это делать, отдуватьс€ за всех, Ч одноклассники-то знают, что у него в семье все мол€тс€.

ћарианна: ¬ средней школе то же самое, во всех классах. ѕочти в каждой государственной школе уроки начинаютс€ с молитвы.

Ч Ёто замечательно. јлики, а как ¬ы считаете, когда начинаетс€ молитва? ћожет быть, еще до рождени€?

јлики: ƒумаю, да. ћама просит у √оспода помощи, и ребенок, наход€сь у нее внутри, как и сама ее душа, чувствует действие молитвы.

ƒимитрий: я помню, как молилась мо€ мать. я тогда был еще совсем маленький. ћолитвы у нее были простые Ч “ќтче наш”, короткие молитовки св€тым. ѕомню, мен€ ее молитва удивл€ла и сильно привлекала. ћне кажетс€, маленькие дети, даже если они не понимают слов, да и еще в утробе матери, ощущают действие молитвы. ¬ ѕравославии дл€ того, чтобы молитьс€, не об€зательно иметь церковного или богословского образовани€. я точно знаю, что в юности, в путешестви€х и в более поздние годы мен€ защищала и хранила молитва матери Ч до тех пор, пока € сам не пришел к ѕравославию. ќна интуитивно чувствовала, что если молитьс€, то все будет хорошо.

јлики: ’очу еще сказать о молитве.  огда мы учимс€ молитьс€, подлинна€ молитва не умещаетс€ в словах. “о, что хочет выразить душа, важнее и сильнее слов, смысл которых человеку еще не совсем пон€тен.

ћарианна: ћы ездим по монастыр€м и видим монахинь, которые мол€тс€ с пониманием и верой, и в таком окружении нам самим легче молитьс€. Ќа нас вли€ет молитвенна€ атмосфера.

Ч Ѕывает ли у вас совместна€ семейна€ молитва?

ƒимитрий: ƒа, мы каждый вечер вместе вычитываем вечерню. ¬ субботние и воскресные вечера во что бы то ни стало стараемс€ быть вместе. Ёти прекрасные мгновени€ очень много значат в нашей жизни. ѕеред едой каждый раз молимс€ вместе. —тараемс€ не есть поодиночке, никогда. ¬месте молимс€ в храме, теперь у детей это уже стало привычкой, вошло, как говоритс€, в кровь и в плоть. ѕомолившись всей семьей, мы выходим из храма в приподн€том состо€нии духа, на душе такой мир, что всем нам €сно Ч молитва не была тщетной.

Ч јлики, помню, когда € была у вас в прошлый раз, и мы спускались на машине с горы, ¬ы прочли про себ€ наизусть всю вечернюю службу. ¬ы, наверное, почти все службы знаете, кроме измен€емых частей, и прочесть их наизусть дл€ ¬ас не составл€ет труда.

јлики: ƒа, € и из дома-то без молитвы почти никогда не выхожу. ≈сли выезжать приходитс€ очень рано, читаю молитвы за рулем. ƒл€ мен€ главное Ч не про€вл€ть неблагодарности.
Ёто, на мой взгл€д, очень важно. я как мать об€зана молитьс€ не просто за детей, но еще как бы и от их лица, ведь у мен€ времени больше, чем у них Ч они-то ход€т в школу, учатс€. ќни, может быть, еще не чувствуют, как это важно, как необходимо в течение дн€ благодарить Ѕога, и € это делаю за них. Ќо мы не только за свою семью молимс€, а за всех православных и даже неправославных, тех, кто сам не умеет молитьс€. я уверена, что до того, как € сознательно стала православной, за мен€ многие так молились, и теперь мой долг поступать так же. ћожет быть, еще не пришло их врем€ уверовать, и до того, как они сами начнут молитьс€, это за них должны делать мы.

ћарианна:  огда мы ездили в монастырь, еще маленькими детьми, мы видели, как сестры, работа€, пели наизусть јкафист. ћы записали его на магнитофон и слушали, пока не выучили весь.

јлики: «апоминать службу Ч это все равно, что посто€нно помнить о Ѕоге. ћожно, например, помолитьс€: “√осподи, помилуй!” за человека, который сейчас далеко и нуждаетс€ в помощи, а ты к нему не можешь поехать. √осподь знает, что лучше дл€ его души. я могу ошибитьс€, а Ѕог не ошибаетс€.

ƒимитрий: я не сразу пришел к осознанию того, о чем говорит сейчас јлики. ѕоначалу молилс€ только о себе, отча€нно пыталс€ найти Ѕога в своей жизни. ¬первые пон€в, что Ѕог существует, € просил у Ќего милости только дл€ себ€. —о временем же стал чувствовать, что и за других нужно молитьс€. Ќедостаточно просить только за себ€, от этого в жизни возникает пустота. “еперь у мен€ есть потребность назвать в молитве имена всех, кого знаю, потому что € хочу, чтобы в –аю мы были все вместе. Ќе могу себе представить, что €, скажем, буду в –аю, а ¬ы Ч нет.

јлики: ≈ще мне кажетс€, что каждое утро нужно молитьс€ св€тому, чью пам€ть празднует в этот день ÷ерковь, ведь он любил √оспода сильнее, чем мы, отдал за Ќего жизнь. Ќадо просить у св€тых молитв, чтобы Ѕог даровал нам благодать любить ≈го так же сильно, как они.

ƒимитрий: ” молитвы есть еще одна сторона Ч мол€сь, начинаешь понимать, что в душе посто€нно идет духовна€ борьба. ’очешь встать перед иконами на молитву, Ч налетают помыслы, стара€сь оторвать теб€ от молитвы, увести в сторону. ¬от, например, в последний год € стал по утрам читать јкафист Ѕогородице, не пропуска€ ни дн€. »ногда помыслы отговаривают мен€: “” теб€ сейчас нет времени”, а € все равно себ€ принуждаю, и вот тут-то и начинаетс€ борьба. ћен€ обычно очень интересуют программы новостей, но теперь по вечерам € говорю себе: “«ачем тратить целый час на просмотр новостей? ≈сли случитс€ что-то действительно важное, все равно завтра узнаю. ѕочему бы вместо этого не отправитьс€ в 21:00 в иконный уголок и не вычитать вечерню? ѕочему бы не встать чуть пораньше и не прочесть утренние молитвы?” ћне пришлось чем-то пожертвовать, изменить весь свой образ жизни, чтобы в ней нашлось место молитве. Ќо и выбора-то, собственно, никакого нет, Ч что за выбор между вечностью и пустотой?
 роме того, оказалось, что, привыкнув к такой дисциплине, € начал получать удовольствие и радость от молитвы. Ќо пока полезные привычки формировались, борьба была т€желой.

јлики: Ѕог очень добр ко мне, ведь многим люд€м с утра приходитс€ идти на работу, а мне он дал возможность оставатьс€ дома. я всего несколько часов в день зан€та работой в нашей маленькой школе. я чувствую большую ответственность за то, как провожу данное мне свободное врем€. ≈сли € не буду Ѕога благодарить, не буду молитьс€ св€тому каждого дн€ и просить √оспода за ближних, за тех, с кем лично знакома, у кого есть какие-то проблемы, мне не будет оправдани€. Ѕог дал мне такую возможность, и использовать ее нужно правильно.

‘отини: ќднажды ¬арвара пожаловалась одной из своих любимых монахинь: “јх, сестричка, € бы так хотела почаще беседовать с тобой, но так далеко от теб€ живу!” » монахин€ ответила: “ј ты за мен€ молись. ƒавай каждый вечер ровно в дес€ть часов молитс€ друг за друга и так поддерживать общение”. ¬арвара за нее долго молилась.

Ч ¬арвара, что получалось из этого?

¬арвара: ѕолучалось все прекрасно. я ее часто вижу во сне.

Ч я знаю, что у вас общий духовный отец, о. ѕанкратий.  акую роль он играет в жизни вашей семьи?

ƒимитрий: “ќбращение” мое произошло, когда мне было около тридцати лет, от разбитого сердца. я пришел в храм, смотрю Ч там два или три св€щенника. ѕодхожу к одному из них, говорю: “я хочу исповедатьс€”. ќн посмотрел мне в глаза и сказал: “«наете, это ведь не психологический сеанс, не философска€ беседа, не дискусси€”, словно зна€, что все это было у мен€ в прошлом. Ч “Ёто таинство”. я ответил: “„то бы это ни было, мне нужно исповедатьс€”. ѕосле службы мы проговорили почти три часа. я выговорилс€, открыл ему все свое сердце. — тех пор он мой духовный отец. „то-то в нем было, какое-то внутреннее качество, что привлекло мен€ тогда и к таинству и к нему самому. — ним € не только получил знани€ об основах духовной жизни, но и вскоре стал отдавать себе отчет в том, насколько необходимо мне очищение в таинстве исповеди. Ќе раз € выходил из храма после исповеди, будто летел на крыль€х, на душе было легко-легко. я знаю Ч духовного отца мне дал √осподь.
ѕон€тно, что вопросы € ему задавал не только непосредственно о религии, но при необходимости и о том, как поступить, какое решение прин€ть. ѕомню, один мой друг спросил: “«ачем тебе без конца с ним советоватьс€? ј на то, чтобы разв€зать шнурки на ботинках, ты тоже берешь у него благословение?” » € ответил: “ƒа, и на это буду просить благословение, если сочту, что это может повредить моей душе”.
ƒуховный отец играет такую большую роль в моей жизни потому, что с ним € ощущаю потребность знать, какова вол€ Ѕожи€ обо мне и что представл€ет собой мо€ душа, что таитс€ в ее сокровенных глубинах. Ёта потребность не позвол€ет развиватьс€ эгоизму, в котором корень всех наших проблем.

Ч ј вам, дети, нужен духовный отец? »ли вы считаете, что это необходимо только взрослым?

¬арвара: я думаю, дл€ нас очень важно иметь духовного отца. ќн дает нам советы в духовной жизни. ’орошо, когда у всей семьи один духовный отец: он всех нас знает, понимает, как мы живем, и ему легко направл€ть и вести нас.

‘отини: ћне было так радостно, когда € начала приходить на исповедь к о. ѕанкратию. ѕосле исповеди € чувствовала, что из мен€ ушло что-то плохое. ћне нужен духовный отец не только потому, что в духовной жизни € об€зана его иметь, но и потому, что его благословл€ет Ѕог. »ногда даже мама с папой могут ошибатьс€, а в нем по благодати рукоположени€ действует —в€той ƒух. я верю, что он говорит мне то, что хочет сказать Ѕог.   тому же о некоторых вещах мне легче говорить с ним, а не с родител€ми.

ћарианна: Ќикто из нас никогда не ходил на исповедь потому, что так велели старшие.  огда нам нужно было исповедатьс€, мы это чувствовали, говорили родител€м и шли.  онечно, мы видели, как родители ход€т на исповедь, они нам объ€сн€ли, как это важно. Ќо исповедатьс€ мы шли, потому что сами хотели, а не по об€занности.

¬арвара: ќ. ѕанкратий Ч наш духовный отец, мы его очень любим, он дл€ нас как член нашей семьи. ћы его зовем “дедушка”.

√еоргий: (шепчет что-то по-гречески на ухо сестре).

¬арвара: √еоргий говорит, что захотел в первый раз исповедатьс€, когда был еще совсем маленьким.

јлики:  огда √еоргий был совсем крошкой, может, даже в три года, он, бывало, зайдет в алтарь и говорит о. ѕанкратию: “я хотел бы сейчас исповедатьс€”.

(¬се смеютс€)

ƒимитрий: »ногда он подходил к телефону и говорил: “я хочу исповедатьс€, у мен€ внутри плохое чувство”. ќ. ѕанкратий, рассме€вшись, отпускал ему грехи.

¬арвара (√еоргий что-то еще шепчет ей): √еоргий говорит, что все плохое, что он сделал, уходит. ќт исповеди у него проходит грусть.

Ч  ак и у всех нас, √еоргий. ƒимитрий, јлики, у вашей семьи общий духовник. ≈го советы дет€м когда-либо расходились с вашим мнением о том, что дл€ них хорошо и правильно?

јлики: ќ. ѕанкратий обычно говорит так: “¬ Ѕиблии сказано, что в твоем случае следует поступать так-то и так-то”. Ќикогда он не скажет: “ƒелай так и только так”, всегда дает нам самим прин€ть решение.

ƒимитрий:  огда € впервые пришел в ÷ерковь, в душе у мен€ был такой вакуум, что € все его слова принимал с доверием, они проникали мне глубоко в душу. я готов был полностью доверитьс€ ему, и потому все так хорошо получилось. ƒо того € во всем примен€л логику, все делал по своей воле, котора€ уводила мен€ с правильного пути. Ќо когда € стал слушатьс€ его, √осподь увидел мое стремление и помог мне. ¬се начало потихоньку выправл€тьс€, ни разу у мен€ не по€вилось чувство страха или дискомфорта.  онечно, мне очень повезло, что € сразу попал к такому св€щеннику. „асто люд€м приходитс€ долго искать, ходить к разным духовникам, пока не найдетс€ тот, кто принесет душе утешение.

Ч — о. ѕанкратием вы уже двадцать лет. Ёто больша€ удача, верно?

јлики: —ейчас у нас нет возможности с ним видетьс€. ¬ прошлом году он уехал на јфон, чтобы прин€ть там монашество. Ќо он по-прежнему наш духовный отец, мы очень часто звоним ему.

Ч „то вы посоветуете люд€м, ищущим духовного отца?

јлики: ¬ Ѕиблии сказано: “»щите и обр€щете”.

ƒимитрий: ƒа, так оно и есть. ћожет быть, придетс€ поездить, но духовный отец все равно найдетс€. —естра √аврили€, духовна€ дочь матушки √аврилии, жившей в »ндии среди прокаженных, рассказывала нам, что матушка √аврили€ долго искала, кому ей исповедатьс€. Ѕог всегда почтит такие усили€.  огда € приезжаю на јфон, монахи там говор€т: “ƒа, от янины-то наш монастырь далеко, но твои шаги считают ангелы. „ем труднее сюда добратьс€, тем больша€ награда теб€ здесь ждет”. » в јмерике то же самое. ≈сли найдетс€ хороший духовник в —ан-‘ранциско или в Ќью-…орке, и человек добираетс€ до него на самолете, его усили€ будут вознаграждены больше, чем если бы этот духовник жил по соседству, как у нас все эти двадцать лет о. ѕанкратий.
”знав, что где-то есть врач, который лечит от рака, больные готовы ехать к нему хоть на край «емли. ј духовный отец исцел€ет нас даже от больших напастей, чем рак. ѕоэтому общеприн€тое представление о том, что духовного отца найти очень сложно, истинно только в определенной мере, до какого-то предела.

»споведь дл€ православного Ч краеугольный камень всей его жизни. Ѕез исповеди мы не можем приступать к „аше √осподней.  ак принимать √оспода в жилище, полном следов присутстви€ лукавого? “ака€ попытка в духовной жизни обречена на провал.   тому же, это просто предательство. ƒа и вообще, исповедь Ч залог радости и счасть€.

Ќасто€тель одного из св€тогорских монастырей как-то сказал мне, что каждый грех загр€зн€ет душу в пр€мом смысле, ощутимым образом. Ћукавый считает это гр€зное п€тно своей “завоеванной территорией”, на которую у него есть все права и с которой он получает доступ в нашу душу. ј уж где лукавый, там и страх, и гнев, и тоска. »споведь Ч это “пылесос” или “стиральна€ машинка” дл€ души. ќна очищает в душе все зараженные зоны, и душа снова может принимать √оспода, а где √осподь Ч там радость, там нет страха, нет печали, а только мир, надежда, любовь, свет.

Ч ƒа, это правда. “еперь другой вопрос.  ак вы справл€етесь с повседневными об€занност€ми православных христиан? ћногим семь€м трудно, к примеру, соблюдать посты, особенно если дети ход€т в школу, а родители Ч как вы Ч вынуждены часами работать.  ак у вас это получаетс€?

јлики: ≈сли у нас возникают трудности, спрашиваем совета у духовного отца и делаем, как он говорит.   тому же, € тут и сама могу многое сделать. ≈сли дет€м трудно без сладкого, могу, например, испечь торт без €иц и молока, дать им фруктов или сока. ” нашей семьи тут никаких проблем нет.

‘отини: Ћично € думаю, что это дело привычки. я понимаю, что мы придерживаемс€ православной традиции, и не считаю, что, соблюда€ пост, совершаю нечто выдающеес€ или чего-то очень важного лишаюсь.

ћарианна: Ќаш духовник помог нам пон€ть, что воздержание делает нас сильнее, что от него мы закалимс€, как герои. Ёто называетс€ победа над собой.  онечно, если что-то случаетс€, и мы не можем поститьс€, мама обычно об этом знает.

‘отини: Ќапример, сейчас мы не так строго постимс€, потому что готовимс€ к экзаменам.

ћарианна: ¬ √реции подготовка к выпускным экзаменам начинаетс€ за несколько лет до окончани€ школы. «ан€ти€ провод€тс€ в специальной школе по 4-5 часов после основных школьных зан€тий, а по субботам Ч круглый год. ј когда да экзаменов остаютс€ считанные мес€цы, приходитс€ засиживатьс€ за книгами заполночь.

јлики: —ейчас от детей в школе требуют невозможного. ≈сли они хот€т поступить в ”ниверситет, нормальной жизни у них уже быть не может.

ƒимитрий: ѕост Ч это как молитва, родители и тут должны подавать личный пример. ¬ √реции есть сказка как раз на эту тему. ” одного цар€ родилс€ сын, и когда ему исполнилось шесть лет, царь пригласил дл€ его воспитани€ философа. Ќо философ сказал: “”же слишком поздно”. ƒл€ второго сына воспитател€ пригласили уже в шесть мес€цев. Ќо философ оп€ть сказал: “”же слишком поздно”. ƒл€ третьего сына философа позвали в тот день, когда он родилс€. » снова царь услышал: “”же слишком поздно”. “—кажи, а когда же надо было теб€ позвать?” Ч спросил царь. » философ ответил: ““ы должен был позвать мен€ тогда, когда сам был ребенком”. —уть этой сказки в том, что сначала нужно воспитать и приучить к дисциплине себ€, а потом уже своих детей. Ћюбовь требует жертвенного отношени€, и как любить √оспода, не принос€ никаких жертв?

Ќужно говорить с ребенком о посте, объ€сн€ть, почему дни поста Ч особые.   тому же, пост Ч это ведь не только воздержание в пище. ¬о врем€ поста надо меньше разговаривать и больше молитьс€, иначе тело, лишенное привычной пищи, поведет себ€ как дикий зверь. ”спешным может быть лишь пост, соединенный с усиленной молитвой.

‘отини: “огда у каждого дн€ по€вл€етс€ свой смысл. ¬ один день мы вспоминаем в молитвах  рест, в другой, например, ангеловЕ

Ч ћне известно, что вы все вместе ездите в паломничества. Ќасколько это важно Ч всей семьей посещать монастыри, св€тые места?

ƒимитрий: я начал совершать паломничества через несколько лет после того, как стал посто€нно ходить в ÷ерковь. Ёто мне очень помогало, Ч там € встречал людей, €вл€ющих живой пример подлинной веры. √л€д€ на них, видишь образец того, чего сам бы хотел достичь, видишь, как это получаетс€ на практике. ¬озвращаешьс€ домой и стараешьс€ в своей жизни в миру воплотить увиденное. Ёти образы со временем стираютс€, бледнеют, и ты снова едешь в паломничество, чтобы напитать душу новыми благодатными впечатлени€ми. » так всю жизнь. —в€тые места хран€т тайну нашей христианской жизни. “ам чувствуешь себ€ таким счастливым, и что-то внутри теб€ остаетс€, чем потом и живешь.

Ч ¬ы правы, и несмотр€ на то, что в 50-е и 60-е годы наблюдалс€ упадок монашества, и даже были опасени€, как бы оно и вовсе не сошло на нет даже на —в€той горе, в наши дни оно возрождаетс€ и растет.

ƒимитрий: я езжу на —в€тую гору трижды в год и могу точно сказать, что и на јфоне, и в других местах монашество сейчас на подъеме. Ќо это только монастыри. „то касаетс€ мир€н, нельз€ сказать, чтобы сейчас люди стали больше ходить в ÷ерковь, а мужчины старались прин€ть св€щенство. Ќепон€тно, почему так происходит. ћожет, отчасти потому, что теперь на —в€тую гору легче попасть, транспорт стал лучше, чем был полвека тому назад, и все больше людей приезжают туда, изумл€€сь св€тости этого места. ≈ще одна причина, возможно, заключаетс€ в том, что молодые люди на своем опыте познали, что многие другие пути ведут в тупик, и у некоторых из них хватило смелости признать это.

‘отини: Ћюди сыты по горло мирской жизнью и понимают, что она ничего им не дает. ћне кажетс€, уже близок конец света. ѕон€тно, что никто не может судить об этом точно, но ведь число падших ангелов восполн€етс€.

ƒимитрий: ‘отини говорит о бытующем в √реции предании, которое гласит, что перед концом света число падших ангелов восполнитс€ на «емле равным числом людей, постригшихс€ в монашество. ѕоэтому чем больше становитс€ людей, прин€вших ангельский чин, тем ближе конец света. ћожет быть, в этом еще одна из причин расцвета монашества.

Ч ј что бы вы с јлики сказали, если бы кто-то из ваших детей решил прин€ть постриг?

ƒимитрий: ƒл€ нас это была бы честь. ≈сли бы √осподь избрал кого-то из девочек или √еорги€ дл€ служени€ —ебе в ангельском чине, мы бы восприн€ли это как благословение. ћогу представить, что чувствует человек, у которого “начальник” Ч Ѕог.

ћарианна: я знаю, папа рад ответить на ¬аш вопрос о монашестве. ћы тоже почли бы за честь, если бы √осподь призвал кого-то из нас, сестер, стать монахиней, а √еорги€ Ч монахом или св€щенником.

ƒимитрий: ќднажды, когда € был на јфоне и вдруг забеспокоилс€ о семье, о. јфанасий мне сказал: “„то ты волнуешьс€?  огда ты здесь, они в большей безопасности, чем если бы ты был там, с ними. ѕомнишь, что говоритс€ в псалме: “≈сли √осподь не охранит города, напрасно бодрствует страж”.

Ч я слышала рассказы о том, как в √реции родители не пускают детей в монастырь, как родственники по€т молодых послушников снотворным и увоз€т из монастыр€. ѕочему в православной стране православные люди так сопротивл€ютс€, когда их дети решают уйти в монастырь?

ƒимитрий: ћой духовник говорит: “ огда √осподь возводит храм, диавол строит часовню”. »скуситель выбирает самое слабое место Ч действует через родителей. ќн находит больной зуб и давит на него.

јлики: ƒумаю, причина в том, что мы не смотрим на своих детей как на существа, данные нам Ѕогом. Ќа самом деле они не наши, и когда ќн просит вернуть их Ч забирает не только в монастырь, но, может быть, даже к —ебе на Ќебеса, это очень трудно прин€ть.

ƒимитрий: Ёто следствие нашего материализма. ћы растем с мыслью, что все вокруг мое, мое, мое. ћне один монах сказал: “≈динственное, что у мен€ есть своего Ч это мой Ѕог и мои грехи. ¬се остальное просто подарено мне”.

Ч ¬аша семь€ доступна дл€ общени€, открыта миру. Ёто обща€ черта греков или это оттого, что вы православные?

ƒимитрий: ’очу сначала ответить на вторую часть вопроса. ѕравославие Ч религи€ ќткровени€, оно само по себе открыто всему миру, и мы тоже открываем миру свои сердца. ќбычно скрывают и пр€чут то, что не согласуетс€ с ѕравославием. Ќа иконах лики св€тых изображены в анфас, никогда они не бывают развернуты в профиль, никогда не изображаютс€ сзади, все открыто. ƒаже если закрыть свое сердце, Ѕог, в конце концов, все равно его видит, так что какой смысл пр€татьс€?  онечно, мы, греки, все немного философы, любим поговорить.

‘отини:  роме того, религи€ дл€ нас не часть жизни, а вс€ жизнь. ѕо крайней мере, мы стараемс€, чтобы она была дл€ нас всей жизнью, поэтому по-другому мы общатьс€ не умеем.

ѕродолжение следует...

ћонахин€ Ќектари€ (ћак Ћиз)
ѕеревел с английского ¬асилий “омачинский

("Road to Emmaus", # 3(10), Summer 2002)

14 апрел€ 2005 года

—мотри также

.

¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


ƒругие статьи авторов

¬асилий “омачинский

ћонахин€ Ќектари€ (ћак Ћиз)