–умынска€

—тарец »оанникий —ихастрийский

ќтец »оанникий (Ѕалан)
ќтец »оанникий (Ѕалан)
ќтец »оанникий (Ѕалан) был кладезем мудрости румынских св€тых и старцев. —обира€ их жизнеописани€ и поучени€, он слагал их в сокровищнице своего сердца. ћножество людей притекало к нему Ц молодых и старых, монахов и мир€н, кресть€н и горожан Ц в надежде услышать спасительные слова от живого хранилища румынской духовности. — радостью и верой он укрепл€л и утешал сердца ослабленных грехами современного общества.

ќб отце »оанникии (Ѕалане) (1930Ц2007)

—егодн€ часто говор€т, что великие старцы все преставились, и нет больше никого им на смену. ѕри этом забывают, что в наше врем€ редко встретишь даже простого христианина с золотой душой. јрхимандрит »оанникий (Ѕалан) был истинным рабом Ѕожиим, наделенным множеством талантов. Ѕлагоговейный и опытный монах, духовник, проповедник вечной жизни, писатель и историк, издатель книг и собиратель изречений современных старцев, он €вилс€ блистающей свечой чистейшего воска в годы великой тьмы в мире, лежащем в неведении ≈вангели€.

ќтец »оанникий родилс€ 10 феврал€ 1930 года в —танице (Ќ€мецкий округ –умынии) и был крещен с именем »оанн. –одители его, жела€ обеспечить ему безбедное существование, отдали его учитьс€ в  оммерческую высшую школу в городе –оман. ¬ 1949 году »оанн закончил учебу. ј так как душа 19-летнего юноши стремилась к вечности, то он поступил в монастырь —ихастри€, последовав слову √осподню: Ђ≈сли кто хочет идти за ћною, отвергнись себ€, и возьми крест свой, и следуй за ћноюї (ћф. 16: 24). «десь он и прин€л монашеские обеты. ¬скоре отец »оанникий стал известным многим служителем –умынской ѕравославной ÷еркви.

ћолодой и бесстрашный, исполненный миссионерской ревности, отец »оанникий с болью видел последстви€ указа коммунистического правительства об удалении из монастырей монахов и монахинь, достигших 60-летнего возраста. Ёто было величайшей духовной катастрофой –умынии XX века. ќтец »оанникий сострадал монахам и монахин€м, не имевшим ни пищи, ни одежды, высылаемым из монастырей в мир, который не понимал и не любил их. ќн оплакал участь тех, кто вынужден был пить горькую чашу изгнанников, в стихах, им написанных. Ќо он был твердо убежден, что наступит врем€, когда Ѕог призовет изгнанных обратно.

¬ласти вынудили отца »оанники€ оставить возлюбленный им монастырь —ихастри€. ќн был переведен в монастырь Ѕыстрица, где прожил 20 лет. «десь он был рукоположен в св€щенника. ќтец »оанникий много времени посв€щал молитве и плаче о своих грехах и грехах всего мира. Ќо он и много ездил по стране, посеща€ монастыри, изуча€ их архивы, беседу€ со старцами и обрета€ насто€щие сокровища, что хранит православна€ –умыни€. ¬ тишине кельи, при м€гком свете свечи, теплившейс€ перед его любимыми иконами, им были написаны книги: Ђ–умынский патерикї (1980), Ђќчаги –умынского пустынножительстваї (1981), Ђƒуховные беседыї (1984 и 1988), Ђѕравославный путеводитель в ÷ерковьї (1992), Ђ–уководство дл€ православных семейї (1993), Ђќтец ѕаисий »споведникї (1993) Ђќтец  леопа »споведникї (1994), ЂЅеседы с зарубежными православными богословамиї (1994) и множество других. ќн переиздал 12 томов житий св€тых епископа √ригори€ (ƒаскалу; 1765Ц1834). “рудами отца »оанники€ были сохранены многие жити€ и поучени€ св€тых и праведных монахов. Ќо книги его, в которых нуждались, как в хлебе, было нелегко найти, так как они были под запретом коммунистических властей.

ќтец »оанникий был благоговейным паломником. ќн испрашивал благословени€ у св€тых и пил живую воду из источников ѕравослави€ в —в€той «емле, на —в€той √оре и в древних катакомбах –има. ѕосле каждого паломничества из-под его пера выходили сотни страниц воспоминаний.

ќтец »оанникий любил молитву и безмолвие, как и подобает истинному монаху высокой духовной жизни. ¬ мысл€х своих он всегда был со св€тыми прошлого. Ќо он был и хорошим проповедником. ≈го проповеди слушались с великим вниманием, и они приносили добрые плоды.

≈го пастырска€ любовь и теплота утешали души, страждущие от болезней современного мира. ќдин из духовных детей отца »оанники€ вспоминал о нем: Ђќтец »оанникий имел великую любовь к люд€м. ” него было правило: никогда не оставл€ть кого-либо в монастыре ненасыщенным. я приехал туда с моими детьми, и первый вопрос, который был задан нам: “¬ы не голодны? ѕойдите, дорогие, и поешьте борща, а потом и поговорим”. ќднажды он сказал мне: “ѕозови мен€, где бы ты ни был, и € услышу теб€!” ј когда мы заканчивали беседу, он всегда отправл€л нас на кладбище, на могилу отца  леопы, и говорил, что тот слышит насї.

√лубокое понимание и знание человеческого сердца позвол€ли отцу »оанникию вызвол€ть души из глубины греха. ќдин врач-гинеколог, делавший аборты много лет, вспоминал: Ђ¬ тот год серьезна€ проблема привела мен€ к двери отца »оанники€. »споведовав грехи свои, € решил больше не делать абортов. ќтец »оанникий спросил мен€:

Ц “ы действительно не желаешь больше делать это?
Ц ƒа!
Ц »ди и наберись терпени€.

Ќа п€тницу был назначен очередной абортЕ но чудесным образом никто не пришел. Ќе было пациентов!  о всем другим врачам приходили на аборт, а ко мне Ц никого! я пон€л, что это было плодом его молитвы и благословени€. » с этого года € не сделал ни одного аборта. ≈го созидающее слово исходило из сердца, полного любви к ученикам и паломникам. —в€тый отче »оанникие, моли Ѕога о нас!ї.

ѕо свидетельствам многих духовных детей его, отец »оанникий ст€жал дар прозорливости. ќдна из его чад пришла вместе со своими друзь€ми (они были супругами), чтобы получить его благословение: у них не было детей.  огда вошли в келью, отец »оанникий повернулс€ к ним и сказал: Ђћои дорогие, как вы заботитесь о своих крестных?! ѕодумайте, что вы могли бы дл€ них сделатьї. ќни очень удивились, но ничего не сказали, а когда вернулись домой, вы€снилось, что у их крестных т€желое положение в семье.

ƒруга€ ученица старца записала: Ђќднажды он сказал мне и двум сестрам, бывшим со мной: “¬о им€ —в€той “роицы идите в монастырь!”. ћы очень удивились этому. ѕотом, когда поступили в монастырь, посв€щенный —в€той “роице, мы вспомнили об этом. —пуст€ многие годы, когда старец был уже серьезно болен, € приехала к нему с двум€ монахин€ми, чтобы получить благословение. ќн говорил с нами проникновенно, дава€ ответы на все наши вопросы, которые мы даже и не задавали вслухЕ  огда мы уходили, он одарил нас: мен€ Ц иконой св€того ѕантелеимона, сказав, что св€той скоро много поможет мне в больнице, Ц вскоре так и произошло; одну монахиню Ц книгой о посто€нстве (разреша€ тем самым ее проблемы), а другую Ц книгой о послушании. “ак отец »оанникий разрешил наши проблемы прежде, нежели мы высказали ихЕ ћы покидали его, и наши сердца были утешены его отеческой м€гкостью и любовьюї.

ќтец “удор ÷окан пишет: Ђќн очень любил молодых, и, когда он видел, как они сбиваютс€ с правого пути, его сердце обливалось кровью. ќтец »оанникий отмечал, что студенты колледжей обычно дезориентированы, а учащиес€ университетов уже более зрелы, но многие навыкают западным порокам: наркотикам, йоге, искаженной морали Ц и, если они не утвердились в православной вере и ÷еркви, они попадают в очень непри€тные ситуацииЕ ¬о времена коммунизма мы знали, кто наши враги, но теперь враги значительно более опасны, так как они скрытыї.

ƒо своих последних дней отец »оанникий продолжал принимать паломников, приходивших к нему услышать слово утешени€. –едка€ жестока€ болезнь наложила ограничени€ на его духовническое служение и писательскую де€тельность (ко времени его кончины многие его работы были не завершены и не опубликованы).  огда его физическое состо€ние внезапно ухудшилось, духовные чада собрались у его постели. ќдна из присутствующих вспоминала потом: Ђя была беременна, и когда € сидела у постели отца »оанники€, мне в голову внезапно пришла така€ мысль: “ѕрошу, √осподи, не дай умереть отцу »оанникию, пока он не благословит мое дит€!”. ¬ этот момент он подн€л руку и благословил, произнес€: “я благословл€ю дит€ тоже! Ѕуди оно благословенно!”ї.

¬еликое безмолвие воцарилось перед его кончиной. » он стал кротким, как дит€, перед тем как вселитьс€ в Ќебесное ÷арствие.

Ѕеседа с отцом »оанникием —ихастрийским

ѕредлагаема€ беседа старца с несколькими молодыми людьми состо€лась незадолго до его кончины. «апись беседы была предоставлена монахами монастыр€ —ихастри€.

Ц ќтец »оанникий, как ка€тьс€?

Ц ћы каемс€, когда живем в пока€нии. ѕока€тьс€ Ц значит отвернутьс€ от грехов и направитьс€ к √осподу »исусу ’ристу.  огда ты начал порывать со страстью, р€дом с которой всегда диавол, ты уже сделал шаг к »исусу, к истинному пути пока€ни€. ѕока€ние Ц это духовное обращение от греха к деланию добра. Ёто и истинна€ исповедь перед старым и добрым отцом-исповедником, когда ты проводишь черту, говор€: Ђя больше не буду упиватьс€ї, или Ђя больше не буду грешить, дорогой отецї, или Ђ аюсьї. ¬ этот момент ’ристос приходит в твое сердце, и —в€той ƒух осен€ет теб€. „ерез епитимию, которую ты получаешь от духовного отца, ты духовно перерождаешьс€, и ты больше не чувствуешь себ€ одиноким и оставленным. » ты не должен подходить к исповеди по привычке, как к чему-то обыденному, но гор€чо жела€ примиритьс€ с Ѕогом, говор€ себе: Ђя хочу изменить свою жизнь, € желаю духовного поко€ї. “от, кто исповедует свои грехи, читает св€тые книги и мало-помалу отказываетс€ от убогого телевидени€, уже сделал серьезный шаг по пути пока€ни€. ћы должны точно определить, быть нам с »исусом ’ристом или с диаволом. Ќет промежуточного: или ты со ’ристом, или ты с диаволом!

Ц ћожно считать ѕасху величайшим праздником пока€ни€?

Ц ѕасха Ц это соединение земного и небесного миров. ќдин из св€тых отцов сказал, что мир был создан и воссоздан (по-гречески Ц апокатастасис) несколько раз. ѕервое сотворение мира Ц это создание небес, земли и человека. ¬торое Ц воплощение и воскресение √оспода нашего »исуса ’риста. “ретий апокатастасис, или обновление мира, произойдет на —трашном суде, когда праведные войдут в вечное ÷арство, а грешники унаследуют вечные муки. » ѕасха Ц это не праздник пока€ни€, но праздник победы жизни над смертью. Ёто намного больше, чем пока€ние; это победа над диаволом и смертью, над адом, и это радость нашего единени€ со ’ристом. Ёто не только пока€ние, это воссоздание мира. ¬от что такое св€та€ ѕасха, ¬оскресение ’ристово. ћы все чада воскресени€: мы воссозданы через крещение, через исповедь, через св€тую евхаристию, через благословение св€щенника, через чтение св€тых книг и через радость воскресени€, исход€щую из наших сердец и от св€того алтар€ ÷еркви. Ќикогда не тер€йте эту несравненную возможность совоскреснуть со ’ристом через воскресение.

Ц ѕосоветуйте, как молодым люд€м переносить искушени€?

Ц ћолодые люди должны регул€рно ходить в церковь. ћолодые женщины должны быть одеты подобающим образом и не должны сподвигать нас, монашествующих, указывать, как им одеватьс€, Ц это об€занность их матерей и бабушек. ћолодые должны читать св€тые книги. –одители не должны разрешать им посещать ночные клубы; это своего рода наркотик, который доведет их до психиатрической клиники. Ќе забывайте этого: не бывает зло добрым и добро злым! », главное: они должны любить ѕравославную ÷ерковь. ћолодые люди хот€т развлекатьс€, но современные виды развлечений совсем не традиционны, они заимствованы. ≈сли вы хотите иметь здоровых и красивых детей, не разрешайте им ходить в подобные места. ѕусть лучше посп€т лишний час. ѕойдите с ними на прогулку, пойдите в монастырь, но не позвол€йте им ходить в места, где обитает диавол. Ќе просите больших объ€снений, делайте! ћы исчезнем или мы воскреснем! Ѕольше нет времени размышл€тьЕ

Ц ќтец »оанникий, скажите, есть разница между любовью и уважением?

Ц Ћюбовь божественна. ћежду уважением и любовью разница больша€, хот€ они и дополн€ют друг друга. ” €зычников есть уважение, но у них нет любви ко ’ристу, и у них нет понимани€ ее: они знают только физическую любовь. Ћюбовь значит бессмертие. ”важение Ц это что-то человеческое; это исчезнет, когда € умру. Ќо любовь бессмертна, потому что ’ристос есть любовь. Ћюбите друг друга во ’ристе, и вы пребудете бессмертными.

¬ горах —ихастрии подвизалось много отшельников. » сегодн€ в горах живут несколько отшельников; двоих из них € знаю. ќни дали следующий прекрасный совет. ќтец  леопа (»лие) рассказал мне однажды: Ђ огда € был молод, € пас монастырских овец.  ак-то раз € встретил отшельника и спросил его: “ќтец, когда будет конец мира?”. » он ответил: “«наешь, когда будет конец мира?  огда не будет более дороги от одного соседа к другому”ї. Ёто значит: когда исчезнет любовь. Ѕомбы не принесут миру конец: они плод ненависти между людьми. Ѕомбы и болезни Ц это результат наших великих грехов. Ќо когда любовь исчезнет, придет конец мира. ѕостарайтесь пон€ть эту тайну. ¬ наши дни люди не работают Ѕогу. ќни работают только ради своего чрева. ѕростите мен€!

Ц  огда ћари€ ћагдалина пришла на гроб »исуса, увидела ≈го воскресшего, она хотела прикоснутьс€ к Ќему и облобызать ≈го ноги, но услышала: ЂЌе прикасайс€ ко ћне; ибо я еще не восшел к ќтцу ћоемуї (»н. 20: 17). ѕочему?

Ц —в€тые отцы не вполне разъ€снили это. “ем не менее, все они говор€т, что смертные, не вкусившие воскресени€, не могут прикасатьс€ к воскресшему телу Ѕессмертного. „еловек из персти не может прикоснутьс€ к Ѕогу,  оторый есть ѕрисносущный ќгнь. „еловек может умереть, он может не пережить этого. Ќо это и знак почтени€ к воскресшему ’ристу. » грешный христианин, прикоснувшийс€ к мощам св€того, может впасть в болезнь или иное что случитс€ с ним; а если он имеет злые помыслы, то от прикосновени€ к мощам может получить и вразумление. ¬се это научает нас не приступать к св€тым тайнам без серьезной подготовки. Ќекоторые говор€т: Ђя исповедую кратко грехи, причащусь и вот так спасусьї.  то знает! ѕорой мы, слабые и грешные люди, не подготовлены к св€той евхаристии. ћы не знаем —в€щенного ѕисани€, как знают его сектанты, которые и искажают его по своему хотению. ќни прикасаютс€ к св€тому, потому что не знают, что такое св€той огнь! ћы должны со страхом размышл€ть о высших предметах, потому что мы недостойны; мы должны прикладыватьс€ к иконам с умилением и верой. —миренные уразумеют тайну смирени€, тайну ћарии ћагдалины.

Ц —казано, что монашеска€ жизнь Ц это великое испытание сердца, но в то же врем€ это и ангельское житие в земном теле. „то такое монашеска€ жизнь? „то она даст молодым люд€м, желающим вступить на путь иноческий?

Ц ћонах Ц это человек, который избирает путь молитвы, чистоты, смирени€, безмолви€ и посто€нного пребывани€ во ’ристе через молитву. Ёто монашеска€ жизнь в теории. ¬ реальности все не совсем так. ¬идите ли, у каждого человека в городе, в мире собственные проблемы.  аждый день 200Ц300 человек приход€т в наш монастырь, и каждый из них приходит со своими проблемами. ј здесь всего несколько умудренных опытом отцов (мы не берем в расчет молодых). »з-за всех приход€щих у них нет времени на сон или трапезу, и у них болит голова от решени€ людских проблем. Ќас, духовников, всего трое здесь; в других монастыр€х ситуаци€ еще хуже. Ќедостаток опытных св€щенников и духовников Ц это мирова€ проблема.

ћонахи Ц это люди, оставившие мир, чтобы служить Ѕогу, молитьс€ ≈му. ќни мол€тс€ за свою страну, своих родителей, за всех.

Ц ќтец »оанникий, что вы думаете об объединении христианских ÷ерквей, и в первую очередь об объединении с  атолической ÷ерковью?

Ц ќтец »устин (ѕопович), великий сербский богослов, сказал: ЂЁкуменизм Ц это всеересьї. ћы, отец  леопа и €, посещали его Ц это было просто чудо Ц по пути на св€тую гору јфон. ќн жил в женском монастыре „елие. ≈го преследовало правительство, и он был послан духовником в этот монастырь. ќн был одним из величайших богословов наших дней.

Ёкуменизм хочет положить все секты в одну корзину. ћол, мы хотим единства, и мы собираем все секты вместе, говор€: Ђ¬от, мы объединилисьї. Ќо мы не можем установить единство только через взаимные объ€ти€.  онечно, мы не враждуем друг с другом, мы уважаем друг друга, но € придерживаюсь своего закона, а они Ц своего. ƒолжно быть единство в догматах. Ќаши догматы неизменны со времен св€тых апостолов, и поэтому те, кто изменил закон Ѕожий, —в€щенное ѕредание, должны возвратитьс€ к нашим догматам. ≈сли они сделают это, не будет никаких трудностей в установлении единства. » не будет единства с одними улыбками и обедами.

я ездил с отцом  леопой в —в€тую «емлю. Ќа горе ‘авор сто€т два монастыр€: православный и католический. ћы посетили оба монастыр€, и € перекрестилс€ в обоих монастыр€х, потому что у них на храмах тоже есть крест. Ќо между крестным знамением и совместным служением литургии огромна€ разница. ќдин бедный монах, отец јвгустин, сказал мне: Ђќтец, хотите € спою дл€ вас “Ave, Maria”? ћало кто приходит на гору ‘авор, и временами мы чувствуем себ€ так одинокої. ќн спел очень красиво и почти плакал от радости. ¬идите, у них чистые души, но основна€ вина лежит на тех, кто изменил наши догматы. ѕростые верующие Ц они хорошие люди. я три раза был в »талии и должен засвидетельствовать: многие из них Ц необыкновенные люди, но это не значит, что мы можем объединитьс€ с ними. »зучите де€ни€ ¬селенских —оборов, символ веры, св€тые книги последних веков, станет €сно, кто неправ Ц ¬атикан или мы! Ќужно видеть истину!

ћонахин€ ‘илимона

ѕеревод с английского ¬асили€ “омачинского
The Orthodox Word. 2008. є 4 (261)

20 ма€ 2009 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0